ФЭНДОМ

Киберпа́нк (от англ. cyberpunk) — поджанр научной фантастики. Сам термин является смесью слов «cybernetics» (от англ. кибернетика) и «punk» (от англ. панк, мусор), впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают антиутопический мир будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве. Жанр близок к антиутопии . По словам редактора высокооцененного фэнзина «Nova Express» («Нова Экспресс») Лоренса Персона:

Cyber-Eye (GITs Innocence)

Кадр из Ghost in the Shell: Innocence

Сюжеты киберпанка часто построены вокруг конфликта между хакерами, искусственным интеллектом и мегакорпорациями, и тяготеют к «ближайшему будущему» Земли чаще, чем к обстановке далёкого будущего или галактических перспектив, которые можно найти в таких романах, как «Основание» Айзека Азимова или «Дюна» Фрэнка Герберта. Миры киберпанка, как правило, являются постиндустриальными дистопиями, и описывают общество, находящееся на пороге бурных социальных и культурных преобразований, где технологии используются способами, не предусмотренными их создателями («улица найдёт собственное применение вещам»). Часть атмосферы жанра перекликается со стилем «фильма-нуар», а литературные работы жанра часто используют приёмы детектива.

Аниме и мангаПравить

Темы киберпанка широко распространены в аниме и манге. В Японии, где популярен «косплей» и к подобным модным течениям примыкают не только подростки, киберпанк был быстро принят, а его влияние широко распространилось. Действие романа «Neuromancer» Уильяма Гибсона, чьё влияние преобладало в раннем киберпанк-движении, также происходит в Тибе, одном из крупнейших японских промышленных районов, хотя во время написания романа Гибсон не знал о местоположении Тибы и не имел ни малейшего представления, насколько город соответствует его видению. Воздействие киберпанка на мысли и литературу в середине 1980-х годов позволило ему проникнуть в японскую культуру. Даже несмотря на то, что большинство аниме и манги создаётся в Японии, киберпанк-аниме и манга имеют более футуристический, и потому более международный характер, так что их аудитория оказывается значительно более широкой, не ограничиваясь Японией.

«Концептуализация, вплетённая в киберпанк, — это что-то большее, чем заготовка на будущее, взгляд на новую глобальную культуру. Это культура, которая не существует в данный момент, так что японские концепции киберпанк-будущего, похоже, точно так же правомерны, как и западные, особенно из-за того, что западный киберпанк часто включает в себя многие японские элементы».

Уильям Гибсон сейчас частый гость в Японии, и он обнаружил, что многие его фантазии о Японии стали реальностью:

Современная Япония была просто киберпанком. Японцы сами знали это и наслаждались этим. Я помню моё мимолетное впечатление от Сибуи, когда один из молодых токийских журналистов, которые принимали меня, его лицо пропиталось светом тысячи медиасолнц — всем этим возвышающимся анимированным кишением коммерческой информации, — сказал: «Вы видите? Вы видите? Это город из „Blade Runner“». И это был он. Это было так очевидно.

Киберпанк вдохновил множество аниме и манг. В частности и такое произведение, популяризировавшее аниме на Западе, как «Akira».

ПримерыПравить

  • «Megazone 23 (англ.)» (1985)
  • «Neo Tokyo» (1987)
  • «Bubblegum Crisis» (1987)
    • «Bubblegum Crisis Tokyo 2040 (англ.)» (1998)
  • «Cyber City Oedo 808» (1990)
  • «Silent Möbius (англ.)» (1991—2003)
  • «Genocyber (англ.)» (1993)
  • «Ghost in the Shell» (1995)
    • «Ghost in the Shell 2: Innocence» (2004)
    • «Ghost in the Shell: Stand Alone Complex»
      • «Ghost in the Shell: S.A.C. Solid State Society» (2006)
  • «Serial Experiments Lain» (1998)
  • «The Animatrix» (2003)
  • «Горячий парень Джей» (2003)
  • «Parasite Dolls (англ.)» (2003)
  • «Texhnolyze» (2003)
  • «Wonderful Days» (2003) Также известный как «Sky Blue».
  • «Burst Angel» (2004)
  • «Fragile Machine» (2005)
  • «Ergo Proxy» (2006)
  • «Aachi & Ssipak (англ.)» (2006)
  • «Renaissance» (2006)
  • «Армитаж: Двойная матрица» (англ. «Armitage III: Dual-Matrix», 2002)
  • «Армитаж: Поли-матрица» (англ. «Armitage III: Poly-Matrix»)
  • «Детлок-уничтожитель» (англ. «Deathlok the Demolisher»)
  • «Сны оружия» (англ. «GUNNM»)
    • «Сны оружия: Последний приказ» (англ. «GUNNM: Last Order»)
  • «Noise» 
  • «BLAME!»
  • «Biomega»
  • «Abara»
  • «Net Sphere Engineer»
  • «Макросс Плюс» (англ. «Macross Plus», 1994)
  • «Apple Seed»
    • «Apple Seed: Ex Machina» (2008)
  • «Aoi Tamago»
  • «Трансметрополитен» (англ. «Transmetropolitan»)
  • «Ронин» (Фрэнк Миллер, англ. «Ronin»)
  • «Судьба клинка» (Крис Саррацини, англ. «Fate of the Blade»)
  • «Vexille» (рус. Агент Вексилл, 2007)

См. также Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики